System seller? Продавай меня полностью!

«System seller — игра которая «заставляет» вас купить консоль (PC) только ради нее. В основном это достигается путем значительного рывка в графике, положительной оценки среди критиков, предложением уникального опыта, обращением к новой аудитории.» — vgsales.wikia.com

Глубокая аналитика

Роль эксклюзивов в продажах консолей очень неоднозначна. Понятно что для Sony с ее внутренними студиями не делать подобные игры было-бы попросту глупо, но и пример XBOX 360, который до сих пор продается не хуже PS3 не имея так много эксклюзивных тайтлов, нельзя отрицать. Для third party вовсе не выгодно выкатывать игру на одной консоли и отсекать тем самым 70% аудитории. Еще нельзя забывать и о том что доля эксклюзивов с каждым годом только падает, а самые интересные игры на Е3 2013  были именно мультиплатформой.

Я решил посмотреть на то какими тиражами продавались эксклюзивы для каждой консоли и сделать хоть какие-то выводы. На вооружение в этом нелегком деле я взял данные vgchartz.com. Понятно что не самый надежный источник, но если у вас есть знакомые в Sony или Microsoft можете спросить у них. Всю «аналитику» буду строить на основе анализа двух платформ PS3 vs XBOX360, на Wii/WiiU смотреть не буду так как — тупо не интересно. Начнем?

Xbox 360

«Xbox 360 был запущен в продажу 22 ноября 2005 года в США и Канаде, 2 декабря 2005 года в Европе и 10 декабря 2005 года в Японии. Позднее продажи начались в Мексике, Бразилии, Чили, Колумбии, Гонконге, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке, Индии и России. В свой первый год на рынке, приставка продавалась в 36 странах.» —  wikipedia.org

46 эксклюзивов которые продались общим тиражом 84.76 миллионов копий. Если верить vgchartz.com то на данный момент продано 77.69 млн XBOX 360, и 795.62 млн копий игр, что по 10.24 игры на одну консоль. Если поделить одно на другое, то получается что на одну консоль от Microsoft приходится 1.09 копий эксклюзивных игр.

За первый год (11.2005 — 11.2006) на Xbox360 вышло 20 эксклюзивных игр, что очень много, общим тиражом в 13.05 млн. копий и принесли они около 391,5 млн долларов (30$ с коробки). Из игр можно отметить только три GeOW, PGR3, Saints Row.

«20 игр, о существовании 11-ти из которых я не подозревал до этого момента (в теме с 2008-го года).» – gotps3.ru

Второй год принес 10 эксклюзивов и продались они количеством 22.2 млн, около 666 млн долларов (12.2006 — 11.2007). Наверное лучший период в творчестве майкрософтовских студий, и самый продаваемый эксклюзив Xbox 360 тут оказался не просто так. Просто так получилось, что самые важные эксклюзивы Xbox вышли как раз к запуску PS3, а потом еще и GeOW2 подоспел. В общем отличный пример того как имея не самые гениальные игры в линейке можно нанести огромный ущерб сопернику. Well Done Microsoft!!!

Третий год (12.2007 — 11.2008) — 7 эксклюзивов, 13.48 млн копий, 404.4 млн$. Если бы не было «шестеренок», сделавших 50% продаж, можно было записывать слив. Первый год в котором сони показали что «король» оказывается голый.

Последний рывок редмондцев в поколении (12.2008 — 11.2009), 4 игры, но зато какие! Крутой Halo,  еще намного более крутой Halo, и под конец Forza c 5-ю миллионами. В итоге 14.14 млн копий и 424 млн$. В это время я серьезно подумывал о покупке Xbox.

А дальше — затишье… Три года 2010 — 2013, почти без игр. 2010 — 3 игры, 10.66 млн копий, 319.8 млн$, Halo — тащит, Ninety-Nine Nights 2  — лол-что?! 2011 — 2 игры, и то под конец года, 9.89 млн копий, 296.7 млн$. 2012 — 2 игры, 9.79 млн копий, 293.7 млн$, Мастрет Чиф спасет нас всех!

» По сути в этом поколении для Microsoft можно выделить пять эксклюзивных сериалов: PGR, Forza, Fable, GeOW, Halo. Если рассуждать об их судьбе с учетом скорого выхода Xbox One, то ситуация получается не очень радужная. Создателей PGR разогнали, Epic Games, сделавшие 3 части Gears of War после ухода Клиффа затаили молчание, Bungie работают с Activision над эксклюзивным контентом для Playstation, а Halo от 343 Industries уже не торт, а что будет с Lionhead после ухода Питера Мулинье, тоже не совсем понятно. И только Turn 10 Studios продолжают радовать нас по прежнему красивой Forza Motorsport.» – gotps3.ru

Playstation 3

«Выход PS3 в Японии состоялся 11 ноября 2006 года, 17 ноября приставка появилась в Северной Америке (включая Мексику в первом квартале 2007 года), а в марте 2007 года — в Европе.» – wikipedia.org

49 эксклюзивов (больше чем у бокса?!?!?!?!?) общим тиражом 102,6 млн. По 1,31 эксклюзиву на консоль.

За первые 12 месяцев вышло 13 эксклюзивов, которые купили количеством 19.69 млн копий, издатели заработали 590.7 млн$. В первый год на PS3  вышли 3 по настоящему знаковые игры — Motorstorm, Havenly Sword и Uncharted. Но удачная политика Microsoft и новые франчайзы Sony, еще не знакомые широкой публике, и в итоге получилось так как получилось…

За второй год (12.2007 — 11.2008) вышло 9 эксклюзивов, удалось продать 19.9 млн копий, и заработать 597 млн$. GT5 Prologue + MGS4 + LBP = успех. Как я уже говорил — начало золотой эры PS3.

Третий год (12.2008 — 11.2009) получился бы неоднозначным. Если бы не одно но — Naughty Dog. Эти парни снова доказали свое мастерство, показав всем то как нужно делать приключения. Бесшовный мир, нормальное сглаживание, живые персонажи, плавный геймплей. Шесть миллионов мух не могут ошибаться! Мне лично очень понравился 2009-ый — KZ2 и Infamous, конечно странные игры, но мне они доставили огромное удовольствие. В итоге 7 игр, 16.89 млн копий = 506.7 млн$.

Четвертый!!! Сони окончательно всем все доказали, и могут выпускать на рынок такие игры как очень странный MAG и никем не понятый Heavy Rain. Ну а под конец года можно и GT5 выкатывать. Итого 8 игр, 21.65 млн копий и 649.5 млн$. Нельзя забывать и про запуск PS Move, который тоже что-то принес.

В 2011 Sony решили долбануть из всех орудий. Получилось — с переменным успехом. Только U3 можно действительно отметить (naughty dog чё). 7 игр, 15.38 млн копий, 461.4 млн$. Маркетологи……

Про 2012 вообще говорить не хочу.

И под конец решили «хлопнуть дверью», GOW, Beyond и TLOU которая точно наберет 5-ку миллионов.

Глубокая аналитика 2.0

Также можно посмотреть статистику продаж консолей по неделям. Мне стало интересно, как изменялись продажи консолей в следующие насколько недель после выхода на рынок тех самых system seller-ов.

Начнем.

2006-ой год. Первая игра на Xbox 360 с тиражом более миллиона Saints Row никак не повлияла на продажи самой консоли. Первый настоящий «system seller» вышел  7 октября 2006, это кончено же Gears of War, за 5 недель продажи консолей выросли на 48% (с 87 367 до 168 987). Понятно что одна игра не могла так поднять продажи, понятно что на это влияет много факторов, но думаю что многие в тот момент  покупали Xbox 360 именно ради «шестеренок».

Также нельзя не упомянуть про провальный старт PS3. 18 недель подряд Xbox 360 продавался лучше консоли от Sony! Четыре с половиной месяца! Полный провал! Вот к чему приводят задранный до небес ценник, гордыня и наплевательское отношение к покупателям и разработчикам. Для меня, конференция Е3 2013, была как бальзам на душу. Все таки подобные провалы должны случатся с каждой компанией. Для профилактики так сказать.

2007-ой год.

И тут нас ждет главная неожиданность! 6-го  марта 2007 года вышел первый Motorstorm, и просто так поднял продажи японской консоли на 651%. Вот такие пироги. Конечно-же ненадолго. В то время как после выхода Forza Motorsport 2 продажи американской консоли только падали. И под конец года вышли игры из главных линеек конкурентов, Halo3 и Uncharted. Halo поднял продажи консоли на 58%, а Uncharted на 61%.

«На самом деле рост продаж в марте связан далеко не с выходом Motorstorm, а запуском консоли в Европе (простите). Но рост показателей продаж продолжался совсем недолго, что говорит нам о тех ошибках, которые Sony допустила на старте PS3.» – gotps3.ru

2008-ой год.

Самая успешная демо-версия в мире так и не подняла продажи приставки от сони. Зато с этим справился шедевр от Хидео Кодзимы. +141% за неделю. Талант везде пробъет себе дорогу. LBP вышла в период праздников, так что нельзя говорить о том что продажи росли именно из-за нее. Также можно посчитать влияние PGR4 и Fable2, но мне кажется что в сезон праздников, они играли не решающую роль. Все-таки это не Uncharted или GeOW. Кстати насчет последнего +162% процента за три недели и более 700 тысяч проданных консолей за неделю. Кстати если считать по 150$ с каждой консоли, то получается почти 110 млн$… За неделю!!!

2009-ый.

Несмотря на то что в начале года вышли неплохие проекты,  но на продажи консолей это так и не повлияло. И только  Forza с Uncharted2 могут похвастаться +193% и +67% соответственно. Что, в общем, объясняется выходом PS3 Slim в сентябре того-же года, но все равно стоило ожидать лучшего результата от одной из лучших игр поколения.

«Запуск PS3 Slim — самый правильный ход Sony за последние несколько лет. Правильная цена, хороший жесткий диск, мощная линейка игр и правильный дизайн — вот она, формула консоли моей мечты! Именно с этого момента PS3 начала стремительно догонять Xbox 360.» – gotps3.ru

2010.

Выход Heavy Rain, как и ожидалось никак не повлиял на продажи консолей. Также как и God Of War 3, а вот тут стоило ожидать какого-то влияния на продажи. Все-таки игра очень «попсовая», да и Кратоса помнят еще со времен PS2. А вот Halo: Reach поднял продажи на 67%, хоть и на одну неделю, но все таки это сентябрь! После выхода GT5 продажи playstation выросли на 123%.

2011.

После выхода не самой лучшей части GeOW продажи Xbox 360 поднялись на 80%. правда если сравнивать продажи Xbox 360 в сентябре, то, по сравнению с прошлым годом,  продажи упали на 18%. Forza Motorsport 4 также не смогла «поднять» продажи. Очень плохой результат у Uncharted 3 +32%, одним словом — маркетологи ошиблись.

2012.

Этот год интересен тем что в нем не выходило крупных эксклюзивов для платформы от Sony. Так что можно посмотреть на то как консоли продавались в 2012 и сравнить результаты с годами в которых выходили самые громкие System Seller-ы этого поколения. Из всего выше сказанного можно понять что это Gran Turismo и Uncharted, которые выходили 2009-м, 2010-м и 2011-м годах.

Что и требовалось доказать… Почти во всех случаях (ноябрь 2010) PS3 продавалась хуже. Разница в продажах по сравнению с 2009 (Uncharted 2) составила 42% в октябре, 2% в ноябре и 35% в декабре.

Интересно что Microsoft за праздники в 2012-м продала немногим больше консолей чем Sony. Что странно учитывая Halo и форцу.

Завершение

В завершении можно рассказать две истории о покупке Playstation 3.

29 апреля 2008 года вышла игра, заставившая меня купить консоль 7-го поколения. Я не задавался мыслями об эксклюзивности MGS и Uncharted. Я не думал об эксклюзивном контенте для Xbox 360, о плохой версии для PS3. Никаких мыслей про блю-рей и медиа возможностях. Я просто хотел играть! Смотря на Xbox 360, я думал только об одном «боже мой, какой же он урод». Смотря на PS3: «дорого, но красиво, но дорого… Зато красиво». В итоге выбор пал именно на Playstation3. Это была типичная «импульсивная покупка». Пришел, увидел, купил. Никакого анализа.

14 июня 2013 года вышла игра заставившая моего друга купить консоль 7-го поколения. Подогретый моими рассказами о гениальности Uncharted 2 и Heavy Rain, он с криком «нету больше сил терпеть» побежал в магазин за Playstation 3.

Вот так, «чаша терпения» переполнилась)))

И я уверен что PS3 догнала Xbox360 именно благодаря своим эксклюзивам. Я уверен что у многих владельцев Xbox 360 дома стоит и консоль от Sony. И покупалась сначала консоль от Microsoft.

Update

Как я говорил в начале, влияние эксклюзивов на продажи консоли посчитать очень сложно. В принципе — это палка о двух конах, на одной стороне которой — хардкорные геймеры хорошо разбирающиеся в индустрии, а на другой — казуалы, которым до лампачки кто делает эти игры и сколько денег и усилий они в них вкладывают.

Главная проблема заключается в том что угодить всем одновременно очень сложно. Зачастую компании приходится определиться с какой аудиторией они будут работать.

Если смотреть на данные продаж Nintendo Wii, можно сказать что выгоднее сосредоточиться на казуальной аудитории и делать игры для всей семьи. Но опыт WiiU наглядно показал, что такой подход уже не работает. Мне кажется что дело в том, что наигравшись в «простые» игры, человек хочет чего-то нового, большего, а позже он начинает ждать от игр испытаний. И такой переход от казуала к геймеру зачастую происходит за несколько месяцев! Похожую ситуацию мы наблюдаем сейчас на рынке мобильных игр. К тому же не стоит забывать про то, что сейчас даже самые сложные игры делаются так чтобы в них могла играть ваша бабушка.

Лично я изначально поддерживал заявление Джона Ричителло о том, что новое поколение консолей будут продавать только игры, и после Е3 2013 мы все прекрасно в этом убедились. И то, что PS4 намного опережает по предзаказам Xbox One, говорит само за себя. Игрокам не нужны ТВ, кинект и мультимедийные возможности, которые им дает Apple TV за 100$. Ну конечно разница в цене в 100$ — именно то, что заставляет вас задуматься.

Так что в ситуации, когда встает выбор между системами с примерно одинаковым ценником и списком функций (как сейчас), на первый план выходят именно игры, а точнее — эксклюзивы.

Если брать сухие цифры, то получается следующая картина. Эксклюзивы Xbox 360 принесли 2,5 млрд$ прибыли (30$ с коробки). При этом если считать примерно по 20 млн за игру, то на производство 46 игр ушло 920 млн$, вычитая затраты на разработку, получаем 1,6 млрд$. При этом годовой оборот эксклюзивов Xbox 360 составляет примерно 635 млн$.

Эксклюзивы на Playstation 3 принесли издателям около 3-х миллиардов долларов прибыли. При этом на производство было потрачено примерно 960 млн$, следовательно, получается 2,1 млрд$ чистой прибыли. Годовой оборот в случае с Playstation 3 составил 879 млн$ в год.

P.S.

Ну и на десерт я подготовил вам очень веселую картинку.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s